Скороговорки. Развиваем детскую речь.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет… Кто не помнит эту чудную скороговорку? Всем нам доставляло огромное удовольствие произносить ее снова и снова.

Дети просто обожают скороговорки, а если они к тому же рифмованные, то их легко заучивать и запоминать. Скороговорки крайне необходимы всем дошкольникам и младшим школьникам, ведь главная цель скороговорок для детей – это развить их речевой аппарат, усовершенствовать речь, сделать ее четкой, понятной, а также выразительной. В процессе разучивания скороговорки ребенок научится относиться к своей речи осмысленно, станет взвешивать каждое слово, понимать и запоминать значение слов. К тому же, благодаря этим милым стишкам, малыш научится не только говорить, но и слушать. От того, насколько умело ребенок владеет своей речью, зависят его успехи в учебе, особенно его грамотное письмо и устная речь.

Многие логопеды считают, что читать и заучивать скороговорки следует регулярно. Более того, их следует произносить то быстро, то медленно; то громко, то тихо, а то и совершенно шепотом. Начинать игры со скороговорками можно с 2,5 – 3 лет. В этом возрасте малыш готов и к восприятию содержания скороговорок, и к их правильному произношению.

Как же работать над скороговорками?

Шаг 1. Прежде всего, для разучивания выберите несколько рифмованных коротких скороговорок, например, таких:

  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • Осип осип, Архип охрип.
  • Течет речка – печет печка.

После освоения этих скороговорок можно переходить к более длинным:

  • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  • На скамейку мама села, справа – Сева, Слава – слева.
  • Няня Иру мылом мыла, мыло няня уронила.
  • На травке – тропка, на тропке – травка.

Далее пойдут более сложные скороговорки, требующие большего внимания и сосредоточения:

  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Шаг 2. Родителям сначала следует произнести скороговорку и объяснить ее смысл малышу.

Шаг 3. Далее необходимо разбить скороговорку на несколько частей длиной в два-три слова и разучить их по очереди. При этом не забывайте следить за правильным произношением. Отрабатывайте каждый конкретный кусочек скороговорки и передавайте “эстафету” вашему ребенку. Каждый раз следует одобрять малыша, даже если у него пока не совсем получается. Будьте щедры на слова: “ умница”, “молодчина”, “правильно”, “отлично” и др. Вы должны сделать так, чтобы заучивание скороговорки не стало нудным процессом, а превратилось в интересную, динамичную и увлекательную игру.

Шаг 4. Если ваш ребенок уже выучил скороговорку, не стоит затягивать этот процесс, а лучше заняться с ребенком чем-нибудь еще.

Шаг 5. Регулярно, но ненавязчиво возвращайтесь к выученным ранее скороговоркам. Малыш с удовольствием будет повторять уже пройденную скороговорку и тренировать правильность и четкость своего произношения.

Скороговорки для самых маленьких.

Теперь давайте рассмотрим перечень тех скороговорок, которые помогут вашему малышу правильно выговаривать конкретные звуки.

Для звука “с” предлагаем следующие скороговорки:

  • су-су-су – было холодно в лесу;
  • са-са-са – в лесу бегает лиса;
  • со-со-со – у Тамары колесо.

Для звука “з” подойдут:

  • за-за-за – уходи домой коза;
  • у зайки Бубы заболели зубы;
  • у маленькой Зины бузина в корзине.

Произношение звука “ц” можно усовершенствовать следующими скороговорками:

  • цо-цо-цо – на руке кольцо;
  • у кольца нет конца;
  • бегают две курицы прямо по улице.

Для звука “ш” подойдут эти скороговорки:

  • шу-шу-шу – я письмо пишу;
  • тише мыши, кот на крыше;
  • нашей Маше дали манной каши.

Для звука “ж”:

  • жу-жу-жу – молоко дадим ежу;
  • лежит ежик у елки, у ежа иголки;
  • Жук жужжит над абажуром.

Следующие скороговорки подойдут для звука “ч”:

  • чу-чу-чу – молоточком стучу;
  • оч-оч-оч – наступила ночь;
  • шубка овечки – теплей любой печки.

Для звука “щ”:

  • ща-ща-ща – мы несем домой леща;
  • ащ-ащ-ащ – мы надеваем плащ;
  • щенок за обе щеки уплетает щи.

Звук “л” обычно легко дается после этих скороговорок:

  • лу-лу-лу – стол стоит в углу.
  • в уголок Аленка села,
  • у Аленки много дела.

И наконец, для звука “р” разучивайте следующие:

  • ра-ра-ра – Кате спать пора;
  • ро-ро-ро – на полу ведро;
  • ры-ры-ры – летают комары.

Итак, разучивая скороговорки с детьми, родители помогают им улучшить произношение, усовершенствовать дикцию, развить память. Разумеется, не каждая скороговорка легко дается малышу с первого раза. Во время занятий сами дети от души смеются над смешными словами и ошибками в произношении. А это значит: заучивая скороговорки, малыш весело и с пользой проводит время в компании с родителями.

 

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Поля, обязательные для заполнения, отмечены символом *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>